Меж двух огней. Как отразится налоговый маневр на стоимости бензина

Идея обнуления экспортных пошлин противоречит сдерживанию внутренних цен на топливо. Цены на бензин подскочили, потому что нефтяникам стало гораздо выгоднее экспортировать нефтепродукты, чем продавать их внутри страны.

Источник: Reuters

Налоговый маневр в нефтяной сфере будет завершен в 2024 году. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании правительства.

«Но это не означает, что через неделю она не возникнет», — отметил чиновник, считая повышение пошлины инструментом оперативного реагирования правительства в экстренных случаях.
Повышение экспортных пошлин в России увеличит напряжение геополитических отношений со странами-импортерами российской нефти и нефтепродуктов, в частности с Белоруссией, с которой и так много лет существуют разногласия по этим вопросам, и Европой.
Государство начало сокращать акцизные ставки, чтобы ограничить рост внутренних цен на моторное топливо, но при этом стало предлагать инициативы, которые дают дополнительный стимул для роста внутренних цен на топливо.

«Мы приступили к завершающему этапу налогового маневра в нефтегазовой отрасли. Речь идет об отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и о параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых — нефти и газового конденсата. Этот процесс будет завершен постепенно, начиная с 2019 года, в течение 6 лет», — сказал Медведев (цитата по ТАСС).

Наказание для нефтяников

Ранее, 6 июня, в ходе прямой линии с Владимиром Путиным члены правительства рассказали о подготовке проекта по увеличению экспортной пошлины на нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть для сдерживания цен на топливо.

13 июня вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что оснований для увеличения экспортной пошлины на нефтепродукты в России сегодня нет.

Такого рода заявления о повышении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в очередной раз подтверждают, что на рынке нет консенсуса и ясного понимания, как действовать в текущей ситуации для отлаживания налогового механизма в нефтянке, рассказал Forbes аналитик «Атона» Александр Корнилов.

Повышение экспортных пошлин уже имело место в российской экономике — в 2011 году началась реформа «60−66−90». В ее рамках на бензин налагалась экспортная пошлина в 90%, чтобы избежать дефицита бензина на внутреннем рынке. Результаты реформы были неутешительными: хотя реформа и стала катализатором инвестиционной активности нефтяных компаний, но не стимулировала нефтедобычу в России.

Как отмечает Екатерина Грушевенко, эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты идет в разрез с обязательствами, которые взяла на себя Россия в рамках членства в ВТО. Более того: создание Евразийского экономического союза предусматривало гармонизацию и снижение экспортных пошлин.

Последнее обстоятельство в рамках текущей ситуации может лишь ослабить конкурентоспособность российских товаров на европейском рынке, считает Грушевенко.

В целом фискальный инструмент в виде экспортной пошлины крайне непопулярен в мире, указывают в Энергетическом центре бизнес-школы «Сколково». Такой метод применяется лишь в нескольких странах: Казахстане, где механизм схож с российским, Аргентине, где пошлину на нефть отменили в 2017 году (до этого она была 100%-ной, то есть, фактически, запретительной). В Малайзии и Вьетнаме ставка экспортной пошлины составляет 10%, также пошлина есть она в Тунисе.

2018-06-14 17:50:30
Источник: Forbes
Ретрансляция: Новости Mail.Ru



ТОП ЛУЧШИХ ЦЕН В ИНТЕРНЕТЕ