Права человека в самолете

Советы «Ъ»: как отказаться от полета при длительной задержке вылета.

В первых числах декабря вокруг рейсов, которые «Аэрофлот» задержал в Шереметьево, развернулся скандал: пассажиров по многу часов держали в самолетах, не позволяя вернуться для ожидания в терминал и даже просто отказаться от перевозки. Проблема неуникальна, она возникает регулярно — не только при задержках вылета, но и, например, при временных посадках на запасные аэродромы.

В таких случаях об отказе нужно сообщать до окончания регистрации на рейс, а обстоятельства должны быть документально подтверждены.

Задержка может быть только из-за облива судна реагентами, выгрузки багажа опоздавшего пассажира, очереди на взлет. Но в последнем случае самолет уже стоит на рулежной дорожке с включенными двигателями.

Питание авиакомпания должна предоставлять каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь — в ночное. В случае задержки самолета на восемь часов и более в дневное время (шесть и более — в ночное) авиакомпания должна разместить пассажиров в гостинице, организовать трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно и хранение багажа.

«Ъ» вместе со старшим юристом коммерческой практики Goltsblat BLP Екатериной Кузнецовой и юристом правового отдела HEADS Consulting Ириной Баскаковой разбирался, какие права имеет пассажир, закрытый в салоне самолета.

Можно ли в принципе отказаться от полета, если вы уже зашли в самолет?

Согласно Воздушному кодексу РФ и Федеральным авиационным правилам (утверждены приказом Минтранса от 28 июня 2007 года № 82) пассажир имеет право отказаться от перевозки. Отказ может быть добровольным или вынужденным, например, из-за отмены рейса, задержки отправления или выполнения его не по расписанию. Кроме того, вынужденный отказ может быть обоснован болезнью пассажира, члена его семьи или родственника, следующего вместе, смертью члена семьи пассажира или близкого родственника.

При этом законодательством не предусмотрены какие-то специальные основания или сроки, в течение которых пассажир может покинуть самолет, если он внезапно передумал лететь. Это право на добровольный отказ от перевозки. Вопрос только в моменте, до которого его можно осуществить.

Когда наступает точка невозврата, после которой покинуть самолет без серьезных проблем уже нельзя?

Пассажир имеет полное право без проблем и осложнений покинуть самолет вплоть до команды на взлет от командира экипажа. Эта команда, в свою очередь, поступает только в случае разрешения на взлет со стороны наземных служб аэропорта, когда горит лампочка о герметичном закрытии дверей в кабине пилота, пассажиры на своих местах, пристегнуты (о чем сообщает табло «пристегните ремни»), судно исправно по всем навигационным приборам и находится на взлетно-посадочной полосе (ВПП).

Важно различать площадку-стоянку, где пассажиры с поданного трапа садятся или покидают самолет, где производится погрузка багажа, и саму взлетно-посадочную полосу (строго определенный прямоугольный участок).

Если все-таки нужно покинуть самолет, который уже начал рулить?

Если начать двигаться по самолету во время его выруливания на взлет, то экипаж на абсолютно законных основаниях потребует срочно занять свое место и имеет полное право применить силу. Если пассажир, находясь в самолете, который уже начинает или начал движение, внезапно отказывается от перевозки, то к разрешению вопроса срочно подключается служба авиационной безопасности.

2017-12-06 21:53:29
Источник: Коммерсантъ-Online
Ретрансляция: Новости Mail.Ru



ТОП ЛУЧШИХ ЦЕН В ИНТЕРНЕТЕ